>

Основные разделы

ГлавнаяГлавная
О школе
Сайт учителя родных языков директора

 


Портфолио Тагировой Ф.Н.

Мониторинг
Осталык дәресе
Ачык дәрес
Метод тема
Сыйныф сәгате
Чыгышлар


Открытые уроки

 

 

      

Портфолио Тагировой Фании Наильевны, учителя родных языков МБОУ СОШ №40

 

 

Выступление на педагогическом совете  

“Применение технологии мини–проектов

на уроках родного языка и литературы”

 

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В зарубежной психологии  такая переориентация нашла отражение в создании новых подходов - деятельностно-ориентированном учении и обучении; учении, ориентированном на решении задач (проблем), учении, ориентированном на процесс, т.е. на осознанное овладение самим процессом учения, входящими в его состав действиями, их последовательностью и связями между понятиями; учении в процессе решения задач, имеющим непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни; проектной работе.  По сути, происходит переход - от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений;  от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реальной жизни;  к  сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как “знание в действии”, способность использовать на практике полученные знания и навыки. Таким образом, предлагаемое понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием.

      Технология проектирования – это личностно – ориентированная технология, в основе, которой лежит развитие:

Ø  познавательных  навыков

Ø  умения самостоятельно конструировать свои знания

Ø ориентироваться в информационном пространстве

Ø творческого мышления.

Перед собой поставила задачу: формирование универсальных учебных действий с помощью применения  технологии мини-проектов на уроках родного (татарского) языка и внеурочной деятельности. По ФГОС второго поколения   типы уроков подразделяются:

-         Урок усвоения новых знаний 

-          Урок обобщения знаний и  рефлексии

-         Творческий,исследовательский уроки.

По содержанию  выделяются  следующие виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный проект, творческий и ролевой проект.

По комплексности (или по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов: монопроект, межпредметный проект. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегиональными; международными.

По продолжительности различают мини-проекты, краткосрочные проекты, недельные и годичные проекты. Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеурочной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Чаще всего весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняется во внеурочное время. 

Технологию мини-проектов успешнее всего применять на творческих уроках, опираясь на опыт обучающихся, изученный ими  материал.

Обучающиеся первой ступени не имеют опыта практической работы . основанной на теоретическом материале. Поэтому учитель должен подготовить максимум материала для выполнения мини-проекта.   Распределение роли. Выбор материала проходит также под руководством  педагога.

Формы выполнения мини-проектов это: выступления – сообщения, газета или журнал или справочник;  выставки; инсценировки и т.п.

Были созданы такие мини - проекты: «Красавицы - буквы», «Бейджик», «Фруктовый  сад», «Моя семья», « Осень ». Задача педагога - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия (формирование коммуникативных учебных действий). Учим искать нужную информацию (ПД), оформлять проекты и их защищать (РД, КД), здесь используем индивидуальную работу с обучающимися.

При разработке каждого проекта учитываются следующие принципы организации проектной деятельности:

1) Учёт интересов детей. Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Обучение через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников, работающих над проектом.Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.


г.Уфа, Россия © 2008 МОУ СОШ №40
E-mail: sch40@rambler.ru